Выполнила команда «Балаганчик» 

МАОУ «Лицей экономики и основ предпринимательства №10»

  1. Истоки театра.

Феодализм Западной Европы пришел на смену рабовладению Римской империи. Возникли новые классы, постепенно оформилось крепостное право. Теперь борьба происходила между крепостными и феодалами. Поэтому театр Средневековья всей своей историей отражает столкновение народа и церковников. Церковь была практически самым действенным орудием феодалов и подавляла все земное, жизнеутверждающее, а проповедовала аскетизм и отречение от мирских утех, от деятельной, полноценной жизни. С театром церковь боролась потому, что не принимала любых стремлений человека к плотскому, радостному наслаждению жизнью. В связи с этим история театра того периода показывает напряженную борьбу этих двух начал. 

За все столетия своего существования театр потерпел огромное количество глобальных трансформаций. Но, в итоге, он стал «прародителем» многих современных видов искусства благодаря техническому прогрессу. Можно с полной уверенностью сказать, что искусство актерской игры перед публикой сочетает в себе простоту и одновременно невероятную сложность.

Европейский театр обязан своим происхождением древнегреческому сценическому искусству, которое всецело было посвящено прославлению бога Дионисия. По праздникам в честь этого божества устраивались настоящие соревнования между драматургами, которые демонстрировали друг другу свое мастерство. Стоит отметить, что современный театр не может похвастаться таким же количеством зрительской аудитории. Древние сценические представления собирали публику в десять тысяч человек. Театр был самым любимым, а иногда и единственным способом развлечься. В основном, все спектакли отличались зрелищностью, грандиозностью и торжественностью.

В древнем театре все роли играли исключительно мужчины, которые для женских ролей просто переодевались в соответствующие наряды, использовали парики и прочие реквизиты. Помимо актеров на подмостках располагался хор, в задачу которого входило объяснение действий и дополнительный аккомпанемент.

В Средневековье театр все так же пользовался большой популярностью и востребованностью. Можно сказать, что его общественное положение практически не изменилось. Театральное средневековое действо разделилось на две отрасли. Первая – площадной театр, который своим существованиям был обязан бродячим актерским труппам, колесившим по городам и собиравшим толпы народа на городских рынках и площадях. В таких представлениях участвовали, в основном, трубадуры и жонглеры. Спектакли на площадях высмеивали феодалов, церковных представителей и других знатных недобросовестных персон. Неудивительно, что этот вид средневекового театрального искусства не пришелся по вкусу «сильным мира сего». Поэтому данное занятие считалось позорным и греховным.

Что касается второй разновидности театра, то к ней были более благосклонны представители церкви и знатные особи. 

  • Актёры средневекового театра

Гистрион (лат. histrio, родительный падеж histrionis).

1) актер в Древнем Риме. Гистрионы  принадлежали большей частью к вольноотпущенникам, они  составляли труппу, которую возглавлял актер, вышедший из их среды. Первоначально играли без маски, которая была введена в I веке до н.э.

2) Бродячий актер эпохи раннего Средневековья (IX–XIII вв.). Был одновременно рассказчиком, музыкантом, танцором, певцом, дрессировщиком животных.  Гистрионы объединялись в особые «братства», из которых впоследствии иногда образовывались кружки актеров-любителей. Гистрионы  получили наименования: во Франции — жонглеры, в Германии — шпильманы, в Польше — франты, в России — скоморохи. Подвергались гонениям со стороны светских и церковных властей.

Жонглер (фр. jongleur, от лат. joculator — шутник, забавник) — странствующий комедиант и музыкант эпохи раннего Средневековья во Франции. Их творчество связано в своих истоках с народными земледельческими обрядами и играми. Жонглёры выступали как рассказчики, певцы, музыканты, фокусники, исполнители импровизированных сценок, выражая вольнолюбивый дух народа. В течение долгого времени Жонглёры были единственными носителями светской музыкальной культуры и, в частности, единственными профессионалами в области инструментальной музыки.

Шпильман. В Германии место для игры, острословия и брани называлось шпильхоф или шпильберг. Это могло быть место на городской площади, монастырский двор или сад, пространство внутри замка. Профессия подразумевала синтетичность. Отсюда и название актера — шпильман, тот, кто сочиняет, поет, танцует, водит зверей и разыгрывает сценки.

Ваганты (лат. vagantes < vagari — странствовать, бродить) – средневековая  (XI–XIV вв.) западно-европейская корпорация «бродячих людей», способных к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений. Слово ваганты употребляется в более узком смысле для обозначения бродячих поэтов, пользовавшихся в своем творчестве исключительно или, во всяком случае, преимущественно латинским языком — международным сословным языком духовенства.

Трубадуры, труверы, менестрели — представители ранней гуманистической культуры, которая берет свое начало во Франции, в Провансе (южнофранц. troubadour – сочинитель, бродячий поэт). В основном это придворные поэты и музыканты, носители рыцарского куртуазного идеала. Они помогали неспособным рыцарям сочинять и петь песни для прекрасной дамы.

  • Жанры и виды средневекового театра.

Троп — первая форма наглядной проповеди, возникшая около V века. Статичная иллюстрация к Священному Писанию перед богослужением и хоровая драма. Исполнялась священниками и хором певчих в церкви.

Литургическая драма – разыгрывание некоторых эпизодов Священного писания. Местом представлений избрали алтарь. Сначала в пасхальные и рождественские дни чтение религиозных текстов стали сопровождать нехитрыми действиями. Например, в Страстную пятницу заворачивали в черную материю крест и клали его на пол – это символизировало погребение Христа. На Рождество 3 священника изображали волхвов. Постепенно в службу стали входить сценки, которые священники читала по ролям.

 Во второй половине XII века возникла – полулитургическая драма. Эти представления также включали в службы рождественских и пасхальных циклов. Для спектакля писался текст; сюжеты по-прежнему заимствовали из Священного Писания. В текстах уже встречаются ремарки, содержащие «постановочные» указания. Действие полулитургической драмы происходит на небе, на земле или в аду. На первых порах возникла непредвиденная трудность. По ходу спектакля иногда появлялся дьявол, а дьяволу полагается свита. Священники в таких ролях выступать не могли, поэтому чертей играли светские лица. Играли полулитургическую драму не внутри храма, а снаружи, на ступенях.

В XIII веке – появился новый вид представления на религиозную тему – Миракль (франц. слово происходит от лат. miraculum – «чудо»). В мираклях инсценировались легенды о чудесах, творимых святыми и Богоматерью. Сюжеты разнообразны, но в них всегда есть назидание: за порочные поступки персонажи несут наказание, грешники……, посланцы Бога…..Земная жизнь часто предстает как путь скорби и страданий. Исполнение мираклей не приурочено к какому-либо празднику. «Чудо о Теофиле» Рютбефа – один из самых известных мираклей. Это история о том, как человек продал душу дьяволу. На русский язык его перевел А.Блок.

Моралите —  нечто среднее между религиозным и комическим театром. В аллегорической форме показывалась борьба добра и зла в мире, и в человеке. Исходом этой борьбы было спасение или гибель души. На груди у героев таблички с надписями, в руках атрибуты: Надежда — якорь; Возмездие — меч; Правосудие — весы; Вера — Библия; Совесть — зеркало; Обжорство — баранья нога; Пьянство — бутыль. Актеры поясняют происходящее. Моралите — единственный жанр, который пережил время Реформации в Англии. Все остальные были объявлены идолопоклонническими.

Мистерия – основной театральный образ Средневековья. Мистерия — самая поздняя, но и самая полная форма выражения средневековой театральности. Если готический собор — застывший образ мироздания, то мистерия — модель мироздания в действии. Собор можно созерцать — в мистерии можно участвовать. Ты участник, даже если ты только зритель, потому что ты находишься в гуще событий. Мистерия вбирает в себя все жанры: литургическую драму, бытовую драму, фарс и соти, миракль и моралите. В ней отразилось всё многообразие и все противоречия эпохи. Писалась на религиозные и мифологические темы, иногда посвящалась современным событиям. Иногда в библейские сюжеты ставили эпизоды, которых нет в Библии. Шут – обязательный участник (яркий костюм, шапка с ушами, в рукавах – бубенчики).     Для создания сценического эффекта применяли технические трюки. Представления готовились долго и шли около одного месяца.

Фарс (франц. «фарш», «начинка») – основой особого вида театральных представлений стали сюжеты карнавальных действий. Сначала фарсы разыгрывались на обыкновенных столах, затем на помостах, поставленные на бочки. Как правило действовало 2  героя: молодой и старый. Сюжет придумывали по ходу действия, но в XIII веке сюжеты стали записывать, придавая им литературную форму, убирая глупости и непристойности. Сохранился французский фарс —  «Мальчик и слепой» — о вечном конфликте молодости и старости.

    В XV веке фарс превратился в короткие пьесы картин быта и нрава горожан.

Соти (фр. sotie – глупость) — жанр, в котором участвуют не бытовые персонажи, а шуты и дураки. Причем здесь есть свои типажи: дурак — солдат, дурак — обманщик, дурак — взяточник.

Интерлюдия — английский фарс. Любимая тема английского фарса — продажность и распутство папского духовенства, поскольку в Англии укрепляется реформаторская церковь.

Кукольный фарс выдвигает в главные герои Петрушку (Панча, Полишинеля) и их родичей. Это бытовые сатирические и фривольные сценки с непременным сражением со Смертью, Цербером или Чертом.

Использованная литература:

  1. https://culture.wikireading.ru/54454
  2. http://www.letopis.info/themes/circus/teatralnoe_iskusstvo_vo_vremena_srednevekovja.html
  3. https://www.liveinternet.ru/users/3902194/post422633946/
  4. http://art.1sep.ru/article.php?ID=200800603
  5. http://www.myshared.ru

Добавить комментарий